Современная тенденция развития сестринского дела отражает значительную роль медсестры в современной системе здравоохранения Республики Казахстан. Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи
В рамках государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы специалистами Минздрава совместно с коллегами из университетов прикладных наук JAMK и Lahti (Финляндия) была разработана Дорожная карта по модернизации системы сестринского образования в Казахстане.
Образовательная программа прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» для подготовки высокопрофессиональных клинически ориентированных медицинских специалистов разработана совместно с экспертами Университета прикладных наук Финляндии. Программа прикладного бакалавриата рассматривает принципы компетентностно-ориентированного образования в соответствии с европейскими директивами.
С 2018 года в колледже внедрена образовательная программа прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело».Основная цель данного обучения — это подготовка практико-ориентированных специалистов сестринского дела новой формации, способных активно и эффективно использовать полученные знания в период обучения и в практической деятельности, способных мыслить критически и аналитически, эффективно управлять ресурсами и работать в соответствии с принципами безопасности пациента.
Новым и важным направлением в области реализации клинической практики студентов является менторство (наставничество). Из медицинских организации, для реализации образовательной программы назначены ментора из числа медицинских сестер с большим практическим опытом работы не менее 5 лет. Для практических занятий, клинической и преддипломной практики заключены трехсторонний договор между; клинической базой, медицинским колледжем и студентом.
Согласно Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 июля 2022 года № ҚР ДСМ-63 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов по уровням образования в области здравоохранения» государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 221 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", статьи 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет требования к содержанию послесреднего образования обучающихся и сроку обучения по образовательным программам послесреднего образования.
Оценка достижений результатов обучения проводится различными видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» . Контрольные работы, зачеты, дифференцированные зачеты и курсовые работы проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение модуля, экзамены – в сроки, отведенные на промежуточную или итоговую аттестацию.
Производственное обучение осуществляется в медицинских организациях под руководством наставника на рабочих местах, предоставляемых работодателями на договорной основе и направлена на формирование профессиональных компетенций.Сроки и содержание производственной и преддипломной практики определяются рабочими учебными планами и рабочими учебными программами.
Согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 945 «Об утверждении Концепции развития здравоохранения Республики Казахстан до 2026 года» внедрена многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела, начиная от младшей медицинской сестры до PhD доктора сестринского дела; разработаны интегрированные программы прикладного и академического бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры по сестринскому делу, в том числе ускоренные программы бакалавриата, дающие возможность работающим медицинским сестрам получить послесреднее, высшее и послевузовское сестринское образование.
Внедряется новая модель сестринской службы. Разработано 15 клинических сестринских руководств и около 45 стандартов операционных процедур, регламентирующих делегирование некоторого функционала врача медицинской сестре расширенной практики, и в соответствии с ними 33 формы первичной сестринской документации. Адаптированы международный классификатор сестринской практики Clinical Care Classification, а также сестринская документация при COVID – 19 для медицинских сестер стационара и ПМСП.
Согласно Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 января 2024 года № 46 «Об утверждении профессиональных стандартов в области здравоохранения» в Профессиональный стандарт: "Сестринское дело" внедрена карточка профессии Медицинская(ий) сестра/брат расширенной практики - 5 уровень ОРК.
Должностные обязанности прикладного бакалавра сестринского дела:
- Осуществляет сестринское обследование.
- Ставит сестринский диагноз.
- Составляет план сестринских вмешательств для пациента.
- Контролирует реализацию сестринских мероприятий медицинскими сестрами уровня технического и профессионального образования.
- Оценивает эффективность назначенного плана сестринских вмешательств в общей практике, терапии, хирургии, акушерстве и гинекологии, психиатрии, гериатрии, реабилитации, паллиативном уходе и специализированных областях сферы здравоохранения на первично-медико-санитарном и стационарном уровнях.
- Осуществляет индивидуальный прием пациентов с наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями и острыми респираторными вирусными инфекциями в пределах своей компетенции.
- Организует, мониторирует эффективность и контролирует обучение пациента и членов семьи процедурам общего ухода и управлению заболеванием.
- Осуществляет патронаж беременных, женщин после родов, детей до года, диспансерных больных и престарелых.
- Организует деятельность по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, надлежащее выполнение врачебных назначений медицинскими сестрами, контролирует реализацию профилактических мероприятий медсестрами уровня технического и профессионального образования, оценивает эффективность и результативность мероприятий.
- Обеспечивает учет и хранение лекарственных средств, препаратов крови и кровезаменителей, ведение учетно-отчетной сестринской документации в лечебно-профилактическом учреждении.
- Оказывает гражданам первую медицинскую помощь, в том числе в экстремальных условиях, доврачебную и паллиативную медицинскую помощь.
- Обеспечивает контроль за организацией безопасной больничной среды и инфекционным контролем.
- Соблюдает медицинскую этику, правила внутреннего трудового распорядка противопожарной безопасности, по безопасности и охране труда, санитарно-эпидемиологического режима.
- Принимает участие в организации межпрофессиональной работы медицинских сестер, врачей и других работников здравоохранения.
- Организует надлежащее выполнение врачебных назначений медицинскими сестрами.
- Участвует в разработке доказательных сестринских руководств и протоколов.
- Участвует в разработке организационных политик и деятельности по улучшению качества в сестринском деле.
- Контролирует организацию сестринской документации в условиях электронного здравоохранения.
Основной задачей воспитания студентов по специальности «Сестринское дело» является развитие профессиональной направленности, социальной адаптации будущего специалиста, формирование всесторонней и гармонически развитой творческой личности. Студенты специальности «Сестринское дело» являются активными участниками кружковых работ, участвуют в научно-практических конференциях республиканского и международного уровня.